Solus Christus

15.03.2011 19:24
  gugenot-43

Богословие Завета.


Тема: Богословие Завета (1). 24 июль 2010 год.

Несомненно, только глупец станет оспаривать тот факт, что Библия, состоящая из шестидесяти шести книг, от корки и до корки, от начала и до конца, от книги Бытия и, включая книгу Откровения, говорит об Иисусе Христе, о Его Кресте и об искуплении Христом Божьего народа. Впрочем, ныне полно безумцем, оспаривающих богодухновенность самой Библии, которые в своём ослеплении и невежестве, книги Священного Писания рассматривают как еврейские сказки, или басни христиан. Однако, для христиан Святое Писание это не просто книги, главы, страницы или стихи, это прежде всего Слово Самого Бога, Который «имеет всю жизнь, славу, благость и блаженство в Себе и из Себя» (2). Авторитет Писания для христиан непререкаем и непреложен, как необходимость, определяющая смысл и образ жизни. Библейская история искупления Божьего народа Христом начинается с сотворения мира, где открываясь народу завета Всемогущим Творцом, Бог вместе с тем являет Себя и Тем, Кто «поддерживает, направляет, распоряжается и управляет всеми тварями, делами и явлениями – от величайшего до ничтожнейшего» (3). Вся история искупления, запечатлённая и отражённая на страницах Священного Писания, является непрерывным Небесным откровением. Прочитать которое может всякий, но проникнуться им и вследствие этого наслаждаться неиссякаемым блаженством (которое обещано в этом откровении избранным Божьим), такое даровано только рождённому свыше, от Бога, Святым Духом, верующему во Христа Иисуса человеку.
Я верую в Бога, Господа славы, Который от начала предопределил чему, когда, как и где быть, установил всему свои сроки, каждому событию свой ход, назначение и каждой вещи место под солнцем. Он помыслил всё и обо всём сразу, и притом безукоризненно, т.е. совершенно. Тем не менее, находятся те, кто приходит и смущает легковерные умы, говоря о многократных попытках Бога, теми или иными способами/средствами спасти мир от развращения и погибели, или другими словами: Бог многократно пробовал подчинить человечество Своей воле. Это заблуждение называется: «ДИСПЕНСАЦИОЛИЗМ (Dispensationalism) - воззрение на деятельность Бога в истории, представленное в Библейской Симфонии Скофилда и развитое Джоном Нельсоном Дарби (1800-1882). Каждая диспенсация является отдельным периодом, в продолжение которого человечество испытывается на повиновение воле Бога. Семь диспенсаций охватывает время от сотворения мира до Судного дня» (4). Ну что тут сказать? Справедливо утверждение, в какого Бога я верую, такого Бога и представляю. Если человек верит, что его бог многократный неудачник, что-то делающий, но не достигающий результата, постоянно меняющий тактику и стратегию, который на самом деле не знает чего ожидать от творения, то, как можно на такого бога надеяться, полагаться или уповать? Представьте себе, что этот бог сотворил мир, имел относительно своего творения определённые ожидания и надежды, лелеял какие-то мечты, но однажды понял, что все его чаяния напрасны. Человечество не оправдало его ожиданий, и не подчинилось его воле. Он взял и выгнал их из Эдема. Создал им другие условия проживания, думая, что люди одумаются и покорятся. Не получилось. Тогда он топит этот мир потопом. И меняет тактику. Начинает возлагать все свои ожидания на патриархов – не получилось. Он применяет новую стратегию, пуская в ход закон, Моисея и массу чудес – не получается. Судей и царей – никак, период пророков – никак. И вот, наконец, посылает Сына, но скажите, кто может дать гарантии, что миссия Сына завершится успехом? Как с таким неосновательным богом можно иметь твёрдое основание веры и питать какие-то надежды от его деятельности относительно себя? Ведь все обещания такого бога ничего не стоят. Этот бог не всемогущ и не всеведущ, он не знает, каким будет будущее его творения. Человек, верующий в такого бога, и сам будет подобен ему. Он будет во всём неосновательным, непоследовательным и вечно сомневающимся. Такая «вера» на практике, делает жизнь безнадёжной, мрачной и беспросветной. Учение, в котором встречается диспенсациолизм, делает его последователей, помимо всего прочего и дуалистами (от лат. Dua – два. Любая точка зрения, формируемая на основе двух фундаментальных принципов, таких, как дух и материя, добро и зло. Может также означать веру в существование двух богов) (4). Потому что имеет в своём основании некоторый разрыв, конфликт, противостояние, из которого следуют противоборствующие стороны. Такие верования встречаются сплошь и рядом. Кто-то считает духовным, например, хождение в церковь. А не духовным, например, работу, службу в армии, повседневные домашние дела и т.д. и т.п. Получается что, находясь в церкви, человек во Христе, а когда приходит на работу, то во власти дьявола? Что это за благочестие такое, в котором нет никакого твёрдого основания, но которое похоже на непрерывное брожение как бы по минному полю: от бога к дьяволу, и обратно. Учение, в котором встречается диспенсациолизм, делает его последователей, помимо всего прочего, также и маркионитами. (Маркионизм – учение Маркиона (ум. ок. 160), который подчеркивал глубокое различие между ветхозаветным «Богом гнева» и новозаветным «Богом любви» и высказывал мнение о том, что Христос никогда не становился плотью. В маркионизме христианство противостоит иудаизму. Каноном маркионизма служили Евангелие от Луки и десять посланий Павла) (4). В основе этого учения, на мой взгляд, лежит нечестивое гуманистическое представление о том, что Бог существует только для того, чтобы Его деятельность непрерывно возвеличивала человека, его способности, его ценности и достоинства, а также обеспечивала и гарантировала его возможности. Маркионом не был познан Бог, Который является гарантом результатов. (Впрочем, я думаю, что и всякий арминианин в той или иной степени – маркионит, верующий в бога гаранта возможностей, и отвергающий Бога гаранта результатов). Кто судит о природе вещей и происходящих в мире событиях исходя из своих собственных представлениях об оных, тот непременно впадёт в заблуждение относительно исследуемых предметов. Как известно, без руководства Святого Духа Библия является всего лишь бумагой испещренной печатными знаками. И что удивительного в том, что порочный в своей природе человек, ослеплённый в своем невежестве блуждает средь этих печатных знаков и не видит единой картины Божьей милости к Своему народу в любом её проявлении, но считает для себя правильным некоторые части картины признать за Божью любовь, а другие отнести к чему то демоническому, не божественному. Что удивительного в том, что таковой не может увязать в единую личность Бога гнева и любви, но делит их на отличные друг от друга личности? Хотя об одной и той же Личности написано, что «Бог наш есть огнь поядающий. Евр.12:29», а также: «Бог есть любовь. 1-Ин.4:8». И в случае с Маркионом, мы сталкиваемся с таким явлением, как – «герменевтический круг - точка зрения, согласно которой личность интерпретатора неизбежно становится частью интерпретативного процесса. А раз так, значит, тот, кто интерпретирует, обнаружит, что его собственный культурный контекст будет оказывать воздействие на любую интерпретацию библейских текстов и контекстов». (4). Маркион поступил адекватно своей природе, все, что диссонировало его собственному культурному контексту, он отбросил, а что сообразовывалось, он – канонизировал. Маркион искал Бога в своих о Нём представлениях. Но, как известно, если человек ищет Бога вне Христа, то всегда находит дьявола. Если же человек ищет Божьего благоволения и Его благодать вне Слова Божьего, которое доносит до нас непрерывное Божье откровение Завета искупления избранных Божьих Христом, то он впадает в ереси и погрязает в нечестивости, и погибает в невежестве своём.
Не к мраку призваны избранные Божие, но, напротив, из тьмы невежества, из неведения в чудный Божий свет. Бог, Священного Писания Всемогущий Бог.
Библия содержит в своём повествовании множество жизнеописаний, историй, сводов правил и законов, наставлений, увещеваний и мн.др. И это может, конечно, при посредственном, недобросовестном и не глубоком анализе навести на мысль, что как бы тема не одна. Наличие множества фрагментов при первом взгляде, как бы даже подтверждают правоту диспенсационалистов. Однако это не так. И здесь следует упомянуть о систематическом экзегетическом богословии, которое рассматривает каждую отдельную историю Библии, как в общем контексте всего откровения Божьего Слова, так и вне него, интерпретируя и объясняя нам значения отдельно взятых фрагментов библейских текстов. И которое (систематическое экзегетическое богословие), в конечном итоге, разложив все маленькие истории Библии «по полкам», образно говоря, являет нам Господа таким, каким Он пожелал быть открытым и познанным человеком, в той или иной ситуации, в том или ином действии, в той или иной ипостаси. Библия это книга с множеством историй, в которых мы видим некоторых персонажей, но она, эта книга, в первую очередь не о них, она не о Давиде, Моисее, Аврааме или Ное, она – о Христе. Библия не о Моисее, принёсшего закон Божий народу Израиля, она о Законодателе, она не о Давиде, который победил Голиафа, а о Христе, победившем сатану, она не об Аврааме, а о семени его чресл. Когда Божии гнев, закон, наказания, слава, доброта, милость и попущения, действующие в пределах всеобщей благодати - gratia communis – Божественная всеобщая неспасающая благодать, которой человечеству подаются блага для поддержания физического существования, как проявления Божественной доброты (4) - перестают быть маленькими, как бы отдельными историями, и объединяются в единую и целостную большую историю искупления Божьего народа, в центре которой Христос и Его Крест. Тогда понимаешь, что Бог, будучи в высшей степени благим являет Свою любовь именно в том, что спасает несчастных грешников, заслуживающих одного только осуждения, при этом, ценой смерти Иисуса Христа, истинно праведника, заслужившего только похвалу и одобрение.
«Людей, предопределенных к вечной жизни, Бог, – еще прежде создания мира, – согласно Своему вечному и неизменному намерению и тайному изволению Его благой воли, избрал во Христе в вечную славу, и это исключительно по Его благодати и любви, без какого бы то ни было предвидения их веры или добрых дел, или их верности, или чего-либо иного в людях, что было бы для Бога условием или причиной сделать это. Все сделано только для прославления Его великой благодати. Предуставив избранных к славе, Бог, по изволению Своей вечной и независящей от чего бы то ни было воли, предопределил все, что для этого необходимо. Падшие в Адаме избранные искуплены Христом, действенно призваны к вере во Христа Его Духом, действующим в должное время, оправданы, усыновлены, освящены, сохраняются Его силой через веру ко спасению. Никто из иных не искуплен Христом, не имеет действенного призвания, не оправдан, не усыновлен, не освящен и не спасен, – никто, кроме избранных» (5). Вот оно действие и вот она сила Божьей особенной благодати (лат. Gratia specialis – благодать Бога, даруемая исключительно избранным, которых Бог желает спасти), которая в первую очередь даёт человеку новую жизнь, очищение и освящение, новый разум, новые чувствования и ощущения, он начинает слышать и видеть, верить и надеяться. Он делается благодарным и учится любить. Он как дитя, сначала питается молоком, и опекаем особо. С ним даже говорят не обычно, но, стараясь, приспособится к его восприятию. По мере роста и в своё время, подавая потребное для того, чтобы он жил, делая его довольным и благочестивым. Примерно таковы заветные отношения Отца Небесного с Его народом. «Примерно» - говорю потому, что невозможно описать детально всю многогранность и доскональность этих отношений, в которых столько нюансов, что понадобилось бы исписать многие тысячи страниц, чтобы сколько-нибудь приоткрыть Божью любовь, и Его милость к Своему народу, излившуюся в Сыне Иисусе Христе. О которой говорили патриархи, Моисей, пророки и Сам Господь наш Иисус Христос.
«Божий завет с Израилем был приготовлением к пришествию Самого Бога в лице Его Сына для исполнения всех Его обетований и для наполнения реальным смыслом того, что было выражено в законе символически. Иисус Христос, Посредник нового завета, предложил Себя как истинную и последнюю жертву за грех. Он исполнил закон в совершенстве и как второй Адам стал наследником (вместе со всеми верующими в Него) всех изложенных в завете благословений прощения, мира и общения с Богом в обновленном Им мироздании. Символические и временные установления, существовавшие для передачи этих благословений, были отменены полной реализацией того, чему они служили предзнаменованием.
И этот новый завет, основанный на лучшей жертве, гарантирует нам лучшую, чем прежний завет мог выразить, надежду на вечную славу с Богом в лучшей, т.е. небесной стране.
Целью всех Божьих действий, связанных с заветом, остаётся, как это всегда было, собирание и освящение «народа завета» «из всех племён и колен, и народов и языков», которые однажды станут наследниками нового Иерусалима в обновлённом мире. Здесь отношения завета найдут своё самое полное воплощение – «они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их». (6)

Подводя итог, я делаю следующий вывод: Божья спасающая благодать, действуя в Крови завета нашего Господа Иисуса Христа, во-первых, не действует вне общины святых, которые прилагаются к общине по вере, посредством вменения им праведности Иисуса Христа, и исключительно по милости Божией. Во-вторых, именно об этой общине, об этой вере, об этой праведности и об этой милости, говорили патриархи, Моисей, пророки, апостолы и Господь Иисус Христос. Патриархи, Моисей, пророки и апостолы ожидали обещанного Спасителя и искупления своих грехов, а Иисус Христос есть Тот, Кто обеспечил спасение и совершил искупление… «в похвалу славы благодати Своей, которою Он облагодатствовал нас в Возлюбленном, в Котором мы имеем искупление Кровию Его, прощение грехов, по богатству благодати Его, каковую Он в преизбытке даровал нам во всякой премудрости и разумении, открыв нам тайну Своей воли по Своему благоволению, которое Он прежде положил в Нем, в устроении полноты времен, дабы все небесное и земное соединить под главою Христом». (6)



Список используемой литературы и иных материалов:

1. Лекция «Богословие завета», досточтимого пастора одесской ЕРПЦ г. Одессы Г. Кадян.
2. Вестминстерское исповедание веры 2.2.
3. Вестминстерское исповедание веры 5.1.
4. «Вестминстерский словарь теологических терминов» Дональд К. Мак-Ким.
5. Вестминстерское исповедание веры 3.5., 3.6.
6. Новая Женевская учебная Библия. Богословская статья «Божий завет благодати»




комментариев: 0 | На уровень выше

Комментарии :


Акции

На том стоим


Наш портал организован группой лиц евангелическо-лютеранского исповедания для свидетельства истин Христианской Реформации.

Мы стараемся высоко держать наше знамя, неукоснительно следуя принципам свободы слова и совести.

Не имея ни от кого никакого финансирования мы независимы в своих суждениях и с Божьей помощью не отступимся от правды и христианского призвания к свободе.

В случае технических затруднений, а также с предложениями по поддержке и развитию нашего портала обращайтесь в администрацию.