Solus Christus

23.02.2011 13:14
  gugenot-43

"Письмо ап. Павла в Рим"


Послание к Римлянам. (1)

С точки зрения теологии «Послание к Римлянам» является самым главным посланием Нового Завета и поэтому переоценить роль этого послания в истории Церкви, практически невозможно. Именно эта причина заставляет всякого, кто приступает к изучению этого послания, относиться к нему, в высшей степени вдумчиво, ибо в оном последовательно и детально, полно и исчерпывающе изложено Евангелие благодати Господа Иисуса Христа.

Первые слова Послания, стих 1 – «Павел, раб Иисуса Христа, призванный Апостол, избранный к благовестию Божию…», не оставляют сомнений относительно того, что автором послания является апостол Павел (и следует заметить, что отдельные возражения против его подлинности никогда не были убедительными).

Точную дату написания Послания назвать невозможно, однако по некоторым указаниям, содержащимся в Священном Писании (Деян.18,12; Деян.18,18; Деян.18,22; Деян.19,8.10; Деян.19,21), можно предположить, что Послание было написано 53-57 гг. по РХ. (2)

Если же говорить о том, кому предназначалось это Послание, то, имея возможность оценивать прошлое, можно с уверенностью сказать, что Бог счёл нужным, чтобы это письмо послужило большему числу читателей, а не только первоначальному кругу его получателей в Риме. Как сказал некто: «Пока существует хоть один грешник, испытывающий непреодолимое влечение к изучению богословия благодати Божией и оправдания нечестивца по вере, «Послание к Римлянам» будет исполнять своё предназначение».


Общая цель и намерение апостола в этом послании – «…похвала Евангелию, которая с необходимостью влечет за собой рассуждение о вере. И таким образом» подводит нас «к основному вопросу всего послания – нашему оправданию верою». (3) И только для того, чтобы ниспровергнуть всю нашу собственную «праведность» и «мудрость». Чтобы обнаружилась в нас склонность ко всякому роду зла, которая есть не сиюминутная реакция на сложившееся обстоятельство, но состояние нашей природы. Не формируемое со временем обстоятельствами жизни, но являющееся данностью, по факту рождения человека. А также следствием, причиной, которого было грехопадение Адама, о чём прямо написано в пятой главе рассматриваемого Послания к Римлянам, в двенадцатом стихе: - Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили. А также в книге Иов, гл. 14:4 «Кто родится чистым от нечистого? Ни один», и опять же в Послании к Римлянам, гл.3:10-12, где ап. Павел цитирует псалом 13:1-3, «нет праведного ни одного; нет разумевающего; никто не ищет Бога; все совратились с пути, до одного негодны; нет делающего добро, нет ни одного», как и во многих других местах Священного Писания. Из чего можно заключить, что важная часть, составляющая полноту Евангелия Господа Иисуса Христа, показывает «общую картину человеческого удела как греховное восстание против Бога, которое, если всё останется как есть, приведёт человека к вечной погибели и осуждению Богом» (4). Поэтому, единственным средством спасения человека от гнева Божия является абсолютное исполнение Божьего Закона. Словосочетание: - «абсолютное исполнение Божьего Закона», употреблённое мною, означает, во-первых: непрестанное послушание букве и духу Божьего Закона. И, во-вторых: неотвратимое наказание за самое, даже, казалось бы ничтожное нарушение Божьего Закона. Хотя, конечно же, нельзя назвать ничтожной, попытку умалить хоть чем-то и хоть как-то, святость Всевышнего Бога. Другими словами, ап. Павел, говоря об оправдании только верой, делает возможность человека самому оправдаться перед Богом за свои грехи – немыслимой, а попытки - тщетными. «Однако человеческая слабость и нищета таковы, что в муках совести и под страхом смерти мы не смотрим ни на что, кроме наших дел, заслуг и Закона. Зло столь глубоко укоренилось в нас… Человеческому разуму невозможно ни найти утешение в самом себе, ни смотреть только на благодать, сознавая грех и испытывая муки, ни полностью уйти от мыслей о делах. Это выше человеческих сил и разумения. Это даже выше Божьего Закона. Потому что, хотя Закон – самое высшее благо в этом мире, он всё же не приносит покоя совести, а ведёт её к ещё большему смятению и отчаянию» (5). Потому что посредством Закона познаётся грех (Рим.7:7) и посредством заповеди грех становится крайне грешным (Рим.7:13). Павел на ветхого человека, рождённого от плоти, возлагает праведность от Закона, справедливо полагая, что этот человек не должен наслаждаться благодатью Господа Иисуса Христа, пока не будет сокрушен Законом, непрерывно обвиняющим, проклинающим и убивающим посредством заповеди.

«С очевидностью лишив человеческий род (как Иудеев, так и Еллинов, и прочих) упования на собственные добродетели и похвальбы собственной праведности, а также устрашив его суровостью божественного суда, апостол возвращается к тому, что задумал с самого начала: к положению о нашем оправдании верою (3)».
Но возвращаясь к задуманному, ап. Павел не забывает о греховной наклонности всякого человека находить себе оправдание там, где его искать не следует и где его, вообще-то нет. А именно в отговорках (чтобы вне закона не погибнуть, а оправдаться) типа: а я не знал, мне не говорили, для меня не писали. Или в отговорках (чтобы быть оправданными одним лишь наличием закона, обряда, или местом обитания имени Божия) иного толка, например: - «нам дан закон!» (Вот, ты называешься Иудеем, и успокаиваешь себя законом, и хвалишься Богом, и знаешь волю Его, и разумеешь лучшее, научаясь из закона, и уверен о себе, что ты путеводитель слепых, свет для находящихся во тьме, наставник невежд, учитель младенцев, имеющий в законе образец ведения и истины: как же ты, уча другого, не учишь себя самого? Проповедуя не красть, крадешь? говоря: "не прелюбодействуй", прелюбодействуешь? гнушаясь идолов, святотатствуешь? Хвалишься законом, а преступлением закона бесчестишь Бога? Рим. 2:17-23), или – «мы обрезаны!» (Обрезание полезно, если исполняешь закон; а если ты преступник закона, то обрезание твое стало необрезанием. Итак, если необрезанный соблюдает постановления закона, то его необрезание не вменится ли ему в обрезание? И необрезанный по природе, исполняющий закон, не осудит ли тебя, преступника закона при Писании и обрезании? Ибо не тот Иудей, кто таков по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти; но тот Иудей, кто внутренно таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога. Рим. 2:25-29), и ещё – «это храм Господень!» (Как! вы крадете, убиваете и прелюбодействуете, и клянетесь во лжи и кадите Ваалу, и ходите во след иных богов, которых вы не знаете, и потом приходите и становитесь пред лицем Моим в доме сем, над которым наречено имя Мое, и говорите: "мы спасены", чтобы впредь делать все эти мерзости. Не соделался ли вертепом разбойников в глазах ваших дом сей, над которым наречено имя Мое? Вот, Я видел это, говорит Господь. Иер. 7:9-11).
Подводя итог человеческой несостоятельности оправдаться делами, заслугами или чем-то ещё, апостол говорит и Иудеям, и язычникам: «Те, которые, не имея закона, согрешили, вне закона и погибнут; а те, которые под законом согрешили, по закону осудятся (потому что не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут, ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую) в день, когда, по благовествованию моему, Бог будет судить тайные дела человеков через Иисуса Христа. Рим. 2:13-16». Кальвин, истолковывая данный отрывок, отмечает это, человеческой природе присущее свойство, делающее человека неспособным искать праведности вне себя: «Язычники оправдываются своим неведением. Иудеи же хвалятся законом. Поэтому апостол у одних отнимает извинение, а других лишает пустой похвальбы (3)».

Что же это за праведность такая, находящаяся вне человеческого естества? Как существует необходимость гасить чувство голода хлебом или утолять чувство жажды водой, так, и во сто крат более того необходимо понимать, насколько важен человеку ответ на этот вопрос. Ведь не найдя ответ, невозможно утверждаться в учении о Божьей благодати и оправдании верою. Итак, праведность (др.евр – sedaqah, греч. – dikaiosyne, лат. - iustitia) – библейский термин, охватывающий ряд измерений, относящихся к Божественным деяниям по установлению и поддержанию правильных взаимоотношений (6). Сейчас речь идёт не о праведности вообще, а о христианской праведности (праведность веры (лат. Iustitia fidei) – правильные отношения с Богом, к-рыми наделены те, кто получил дар веры в Иисуса Христа (Рим.4:13). Вера – это божественным образом данное средство, с помощью которого достигаются правильные взаимоотношения с Богом через Христа) (6). Которую следует тщательно отделять от, например, праведности Закона Десяти Заповедей, которой учит Моисей или от политической праведности, которую, прежде всего, определяет Конституция РФ, а после, и прочие органы власти. Праведность Закона, политическая праведность или праведность гражданская (righteousness, civil) – совершение действий, которые могут рассматриваться как благие, или обладание личными достоинствами, которые могут одобряться в том, или ином культурном контексте, но не считаются заслуживающими благосклонности Бога или заслугой перед Ним (6) – все эти формы праведности являются активными, т.е. все они требуют дел. Можно пытаться выполнять требования Десяти Заповедей (вообще-то это следует делать), но Законом спастись невозможно. Он только покажет твоё несчастное положение перед Богом, а также глубину пропасти, в которую ты падаешь, пытаясь соответствовать всем нормам Моисеева Закона. Можно быть политически праведным, превосходным гражданином, но в тоже время погибающим грешником. Но совсем иначе, праведность христианская – пассивная, не требующая дел от человека, а вменяющаяся человеку на основании заслуг Божьего Сына Иисуса Христа. Мартин Лютер, рассуждая об этой праведности, весьма точно подметил: - «Как земля сама не производит дождь, а получает его в виде небесного дара, так и небесная праведность даётся Богом помимо наших дел и заслуг».

Как молния сверкает и её свет видно отовсюду, так и Христа с Его учением об оправдании верою по благодати Божией, мы должны видеть в каждом слове Священного Писания. И как гром оглушает своими раскатами, и побуждает искать убежища, так и слова ап. Павла: - «В нем открывается правда Божия от веры в веру, как написано: праведный верою жив будет. Рим.1:17», должны оглушить (т.е. умертвить, чтобы заново родиться от воды и духа), и принудить взыскать прибежище в Господе и Спасителе Иисусе Христе, Который есть крепкая башня и надёжный щит всякому верующему (как Иудею, так и Еллину).

Итак, очевидно, что если первая часть Евангелия Иисуса Христа показывает испорченность человеческой природы и полную неспособность человека хоть как-то себя самого спасти, а также Божий гнев, на нечестие и неправду человека (Рим.1:18), и Божий суд на творящих всякие беззакония (Рим.2:2), то вторая часть Евангелия Иисуса Христа говорит о Божьем милосердии к избранному Им народу, об оправдании только верою, и только в Иисусе Христе, где «существенным элементом является учение о вменении (присвоении, отнесении на счёт) как наших грехов Иисусу Христу, так и Его праведности нам, в силу чего мы полностью прощены и облагодетельствованы Богом (4)».

"Вменённая праведность.
Ибо Христос взял на Себя и понёс на Себе грехи мира, удовлетворив тем самым божественную справедливость. Поэтому исключительно за счёт страданий и воскресения Христа Бог проявляет милость по отношению к нашим грехам и не вменяет их нам. Наоборот, Он вменяет нам как нашу собственную праведность Христову (2 Кор. 5:19-21; Рим. 4:25), так что мы не только очищаемся от греха и становимся святыми, но и получаем праведность Христову. Кроме того, мы освобождаемся от греха, смерти и проклятия и становимся праведниками и причастниками вечной жизни. Говоря по существу, только Бог оправдывает нас, делая это исключительно во Христе, не вменяя нам наших грехов, но, наоборот, вменяя нам Его собственную праведность.

Мы оправданы только по вере. Поскольку же мы принимаем это оправдание не по делам нашим, но по вере во Христа и в Божье милосердие, мы учим и верим, будучи в согласии с апостолом, что грешник оправдывается только по вере во Христа, а не по Закону или по делам. Ибо апостол говорит: «Мы признаём, что человек оправдывается верою, независимо от дел закона» (Рим. 3:28). И ещё: «Если Авраам оправдался делами, он имеет похвалу, но не пред Богом. Ибо что говорит Писание? Поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность… А не делающему, но верующему в Того, Кто оправдывает нечестивого, вера его вменяется в праведность» (Рим. 4:2,3,5; Быт. 15:6). И опять: «Благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился» (Еф. 2:8,9). Поэтому, по причине того, что вера принимает Христа, нашу праведность, отдавая всю славу Богу во Христе, оправдание становится характерным признаком веры и, главным образом, из-за Христа, которого она принимает, а не из-за наших собственных дел. Ибо вера — это дар Божий". (7).


Если коротко подытожить написанное, то выводы можно сделать следующие:

Автором Евангелия, вверенного церкви, является Бог. И из Него исходят авторитет, истина и спасительная сила Евангелия (Рим.1:16), которые Он предлагает, открывает и проявляет Словом и в Слове всякому верующему. Бог будучи хранителем и управителем мироздания, а наипаче церкви Своей, обязал оную проповедать Евангелие всякой твари (И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Мк.16:15). Потому что всякий человек, независимо от нации, социального положения, воспитания, физических данных и прочих свойств, качеств и характеристик, кои можно отнести к человеку вообще, является грешником. А грех это в большей степени состояние человеческой природы, а уж после помыслы, слова и дела, на фоне абсолютного отсутствия хоть какой-то благочестивости. И никакой народ, никакая группа или сообщество людей, никакой отдельно взятый человек, не могут иметь спасение вне Евангелия Иисуса Христа. Ибо замысел Божий – образование всемирной церкви, в которой люди «из всех племён и колен, народов и языков (Откр.7:9)» искупленные и оправданные Христом Иисусом, Который есть Еммануил, т.е. воплотившийся Бог (Ин.1:14), и в тоже время потомок рода Давидова, рожденный от Девы (Рим.1:3), т.е. истинный человек, подобный всякому человеку во всём, кроме греха. Искупление, совершенное Иисусом Христом, посредством которого Он, быв послушен Отцу, принёс Ему совершенную жертву, умилостивление в уплату за грехи Своего народа, и от лица этого народа удовлетворил требованиям божественного правосудия. Дело искупления, проявилось как в жизни, так и в смерти Христа, за всех верующих. И вера в совершенное подчинение Иисуса Христа воле Отца, посредством которого Он ради народа Своего исполнил все требования закона Божия, являются ключевым моментом Евангелия. Любое другое толкование искупления, отрицающее заместительного характера, удовлетворившего требованиям божественной справедливости, не совместимо с евангельским учением. Любое воззрение на оправдание верою, в отрыве от нашего освящающего союза с Иисусом Христом и нашего постоянного приближения к Его образу посредством молитвы, покаяния, несения креста и жизни в Духе, также несовместимы с истинным учением. Следует также отметить, что, несмотря на исключительную важность истинного учения, всякий верующий спасается не учением, а единственно Христом Иисусом (4).

Что сказать на это? Только одно единственное: -

«Благодарю Бога моего Иисусом Христом, Господом нашим (Рим. 7:25). Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем. (Рим.8:38-39)». Аминь!


В данном реферате были использованы следующие материалы:


1. Лекция Джорджа Хатчистона «Послание к Римлянам»

2. Новая Женевская учебная Библия

3. Жан Кальвин «Толкование на Послания ап. Павла к Римлянам и Галатам».

4. Документ «Евангелие Иисуса Христа: торжество евангельских христиан»

5. Лекции по «Посланию к Галатам» Мартина Лютера.

6. Вестминстерский словарь теологических терминов. Дональд К. Мак-Ким.

7. Второе Гельветическое Исповедание веры, глава XV.

комментариев: 2 | На уровень выше

Комментарии :


24.02.2011 13:22 |   Константин Карпов
Аминь.

"Закон же пришел после, и таким образом умножилось преступление." - Одно это предложение, если не отмахиваться от него, переворачивает всю человеческую [само-]праведность.
К момему глубокому сожалению даже внутри Евангелических церквей мне часто приходится встречать людей, которые (подсознательно?) искренне полагают, что Закон не умножает преступления, даже наоборот, мол, Закон животворит и только если бы кому-нибудь удалось Закон исполнить, то Закон бы спас его. Нет. Даже если бы нашёлся такой герой, который смог бы себя самопринудить настолько совершенно, что исполнил бы Закон как закон в совершенстве, это бы только умножило бы преступление. Потому что исполнить Закон можно только свободно, так, как Его испонил Христос - из своей природы, а любое самопринуждение неминуемо (неминуемо!) приведёт к срыву, рано или поздно, ещё в земной жизни или уже перед Вечностью, но любое исполнение Закона как закона (самопринуждением), хотя в данный момент вроде бы (вроде бы!) сокращает преступление, но в обзоре Вечности приводит только к его (преступления) умножению.

15.03.2011 16:26 |   gugenot-43
Аминь

Согласен. Естественные усилия человека, всё, что без этих усилий было просто плохим, делают наихудшим.

Акции

На том стоим


Наш портал организован группой лиц евангелическо-лютеранского исповедания для свидетельства истин Христианской Реформации.

Мы стараемся высоко держать наше знамя, неукоснительно следуя принципам свободы слова и совести.

Не имея ни от кого никакого финансирования мы независимы в своих суждениях и с Божьей помощью не отступимся от правды и христианского призвания к свободе.

В случае технических затруднений, а также с предложениями по поддержке и развитию нашего портала обращайтесь в администрацию.