Solus Christus

Константин Карпов





Профиль

Тема: А.Тихомиров «Догматика без догматизма»

Отправлено 22.05.2017 в 11:31


Купил вчера на ярмарке книжицу А.Тихомирова «Догматика без догматизма». Аут. Пишу честно.

Введение и первая глава – нормально.

Глава 2. Вопрос про Евангельские чудеса: «Это объективная истина или чистая фантазия?» Ответ: «Ни то, ни другое». И далее идут какие-то нелепые и совершенно бездоказательные рассуждения, что мол люди древности якобы верили вракам. Я знаю, что так называемая «образованщина» (и питерская в частности) очень неохотно верит в чудеса, но так они и отломлены неверием, зачем это «говно унылое» в Церковь тащить? Денег у них тоже нет. Разве что нагнать публику для «жиденького православия». Но так надо делать не так, а «келейно» каждому такому дураку намекать, мол, чудеса-то ненастоящие, мы-де знаем, только – ни-ни! Пусть думает, что посвящён в какую-то тайну – так надёжнее. А писать на всю страну такое – как тогда умным людям объяснить суть конфликта Иисуса с ветхозаветным иудейством? Ведь тех бесило, что Иисус в субботу именно ЧУДОТВОРИЛ. (А мог бы не чудотворить в субботу, чтобы не оскорблять чувств верующих – но это отдельная тема). Если бы Иисус просто нарушал субботу, это бы особого внимания не вызвало бы ни у кого– все они нарушали субботу (Мф.12,11). Итак, Иисус ест, пьёт, нарушает субботу – что не так? За что Его возненавидели?

Глава 3. Удовлетворительные рассуждения о трансцедентности Бога, но вот дальше…

Глава 4. «Бог … личностью не является». Стоп. Каждый человек, который задумывается о Вечности рано или поздно приходит к некоему моменту истины, вопросу: я есть или меня нет? Пример такой: вот телевизор. Бегают электроны, летают фотоны, в результате на экране возникает картинка. На самом деле этой картинки нет, это натуральный мираж, изображение нам кажется, есть набор пикселей, которые светятся цветами и кажутся картинкой. Выключили ток, электорны не бегают, фотоны не летают, картинка исчезла. Потому что её и не было, то что есть – исчезнуть не может. Пикселя остались, только стали все темно-серыми. Пикселя не могут исчезнуть, даже если их аннигилировать с анти-материей будет множество фотонов и – не помню уже – кажется нейтрино, но что-то будет, не исчезнет. Исчезает только то, чего нет. Теперь вот человек. Бегают электроны, летают фотоны (в мозгу в основном бегают и летают, в принципе так же как в телевизоре, только несравненно сложнее). И что, личность как картинка телевизора, личность только кажется? Выключили ток в мозгу (тем или иным способом) и личность исчезла как мираж телевизионной картинки? Или личность ЕСТЬ? Надо ответить самому себе на этот вопрос, я буду толерантен к тем, кто считает себя картинкой на экране «телевизора мозга» (в жизни я таких пока не встречал), но если я есть, значит Бог есть. Именно это «альфа» ветхой человеческой духовности. (В поддержку себе приведу первые строки из первой главы первой книги Наставлений:
Почти вся наша мудрость - во всяком случае заслуживающая наименования истинной и полной мудрости - разделяется на две части: знание о Боге и обретаемое через него знание о самих себе. Оба эти вида знания соединены друг с другом таким множеством связей, что не всегда легко отличить, который из них предшествует другому и порождает его. Во-первых, никто не может созерцать самого себя, не обратившись сразу же к созерцанию Бога, которым живёт и движется.

http://www.jeancalvi...ru/institution/1/1/) Т.е. познание Бога начинается с созерцания собственной личности. А если Бог не личность, получается какой-то уж «совсем уж трансцендентный бог» (СУТБ), как то даже забавно, и – забегая немного вперёд (специально пролистнул посмотреть), глава 7: – «нет в человеке никакого образа и подобия » СУТБ, - да какое уж тут подобие, главное подобие чего?
Но главное не это. Если Бог «больше чем личность» (снова глава 4), тогда Иисус Христос либо не Бог, либо не человек. А если не Бог, то это уже одно слово – жидовство.

Но больше всего разочаровало не это. В начале четвертой главы – страх Божий определён как ужас полный внутренней жути. Вот что я скажу. Есть люди ветхие и есть люди новые. Ветхие люди есть психически здоровые, а есть психически нездоровые. Психически здоровые ветхие люди жутко бояться смерти (небытия, тьмы внешней – как угодно), так что те кто усилием суровости преодолевают этот страх справедливо почитаются как герои. Страх смерти это и есть страх Божий ветхого человека, ибо встреча с Богом ветхого человека обещает ветхому человеку только смерть.
Понятно, что мы до конца жизни остаёмся частично (даже - увы – преимущественно) ветхими людьми. Но что мы делаем в Церкви если даже понятия не имеем о преображении нового человека? Страх Божий в новом человеке – это сыновий трепет доверия, внутренняя строгость, которая практически оборачивается силой отсекать искушения.
Психически же больные ветхие люди могут испытывать страхи действительно умопомрачительные, настолько сильные, что некоторые кончают с собой, - такой болезненный маниакальный страх уже не страх, а некое новое состояние – скорбь – и такая невыносимая скорбь бывает превозмогает сам по себе ужасный страх смерти. Так что с такими скорбями – это к психиатру, пишу не чтобы кого оскорбить, а из сострадания, ибо сам имею некое участие в подобных переживаниях, - в наше время это ещё и психотронщина всякая (вспомните в Евангелиях предсказание скорбей в последние времена). Выдавать же скорби (скорее всего наведённые на душу какой-то сволочью) за страх Божий – ныне это даже хуже жидовства.

Дальше читать не стал.


(Цитировать)



Акции

На том стоим


Наш портал организован группой лиц евангелическо-лютеранского исповедания для свидетельства истин Христианской Реформации.

Мы стараемся высоко держать наше знамя, неукоснительно следуя принципам свободы слова и совести.

Не имея ни от кого никакого финансирования мы независимы в своих суждениях и с Божьей помощью не отступимся от правды и христианского призвания к свободе.

В случае технических затруднений, а также с предложениями по поддержке и развитию нашего портала обращайтесь в администрацию.